Подростковый период всегда наступает и проходит у ребенка со значительными психологическими, гормональными и физическими изменениями. Это очень сложный этап в развитии и становлении личности человека, нарушения в процессе которого могут негативно отразиться на построении всех межличностных, внутрисемейных и других адекватных социальных взаимодействий.
Термин «девиантное поведение» употребляется в отношении «трудного» подростка в том случае, если его ситуативное поведение, а также целостная «картина», состоящая из поступков и их отрицательной динамики, кардинальным образом отличаются от общепринятых социальных норм. Девиантное поведение также может использоваться подростком для намеренной провокации или прямого саботажа в отношении этих же самых социальных норм.
Целью деятельности нашего центра является помощь подросткам в преодолении и профилактике девиантного поведения, а также помощь и консультирование родителей.
Основными направлениями деятельности нашего центра являются:
Что делать, если Вы попали в трудную ситуацию? Еще вчера Вы с ребенком понимали друг друга, а сегодня – не знаете с чего начать разговор?
Непонимание, нежелание учиться, плохая компания, наркомания и алкоголизм, воровство и другие проблемы неожиданно вошли в Вашу жизнь, и кажется, что она никогда больше не будет прежней?
Мы — поможем!
Наш центр специализируется на помощи подросткам с девиантным поведением и их родителям. Мы обеспечиваем комфортные условия проживания: пятиразовое питание, прогулки на свежем воздухе, спортивные площадки, комнаты, предназначенные для творчества и отдыха. Наши специалисты владеют всеми необходимыми методами лечения подростковых зависимостей и отклонений в поведении. В число персонала входят наркологи, психиатры, психотерапевты, психологи, педагоги, соцработники и тренеры. Наш центр осуществляет комплексную программу для трудных подростков, адаптированную под особенности психологии детей и подростков, и включает в свой арсенал различные виды терапии, в том числе арт-терапию, спортивные занятия, тренинги и консультации.
Также нашими специалистами проводится работа с родителями: мы поможем Вам наладить контакт со своим ребенком и ответим на все интересующие Вас вопросы.
Знайте, что в трудной ситуации — Вы не одни!
Ведь в Месте – мы вместе.





Я не знаю, сколько ещё смогу выдержать. Каждый день я просыпаюсь с ощущением, что ничего не изменится, что я снова буду просто тенью в этом доме. После смерти мамы мне пришлось научиться многому – стирать, гладить, готовить, убирать. Я бы делала это с удовольствием, если бы хоть иногда могла слышать слова благодарности или просто ласковые слова в мой адрес.
Мачеха… она не даёт мне забыть, что я — всего лишь «слуга» в этом доме. Я готова делать всё, что она велит, но никогда не получу даже капли признания. Я ведь не заслуживаю этого, не так ли? Я — ничто. И мои сводные сёстры не перестают напоминать мне об этом. Их насмешки… их холодные взгляды. Они будто всегда видят во мне лишь грязь, на которую не стоит смотреть. И когда они смеются надо мной, я чувствую, как что-то внутри меня ломается. Я пытаюсь не обращать внимания, но иногда это просто невыносимо.
Сегодня, как и всегда, они нашли повод, чтобы унизить меня. Попросили меня помочь с чем-то, а потом смеялись, как я вечно застреваю в этих бесконечных делах. Я бы могла забыть их слова, но не могу. Я слышу их каждый день, как будто они звучат в моей голове, даже когда я закрываю глаза. Я мечтаю о том, чтобы хотя бы на минуту перестать быть Золушкой, той, кто всегда сдерживает свои чувства и скрывает свою боль.
Я знаю, что они не понимают меня. Они думают, что я слабая, что я не могу сделать ничего, чтобы изменить свою жизнь. Они так заблуждаются. Мне тоже хочется быть как они — гордой, уверенной в себе и свободной. Но я не могу так. Я не могу быть похожей на них, потому что у меня нет прав… Я всего лишь Золушка, их объект для насмешек.
Но сегодня… сегодня я испытала нечто особенное. Когда я увидела эту волшебную фею, которая пришла ко мне, я думала, что это сон. Я не могла поверить, что это происходит со мной, что я могу наконец-таки быть чем-то большим, чем просто тенью. Я не могла отказаться от этой возможности, хотя сердце билось тревожно. Ведь если они меня поймают… если мачеха и сёстры узнают, что я была на балу… Я не смогу больше скрываться. Я так боюсь, что они меня уничтожат. Но когда я танцевала, когда я была в его руках — я почувствовала себя живой, настоящей. И как я могла бы отказаться от этого счастья, даже если оно длится так недолго?
Что если я не успею уйти вовремя? Что если они меня поймают? Я чувствую, как меня охватывает паника. Я не могу позволить им узнать, кто я на самом деле. Я боюсь, что, если меня поймают, я потеряю всё, что удалось мне на этот короткий момент. Но что будет, если я не рискну? Если я снова останусь в тени, снова буду ждать, когда кто-то обратит на меня внимание, снова буду той, кого никто не замечает?
Как долго я смогу жить так, скрываясь в темноте? Я не хочу быть всегда такой, как сейчас. Мне так хочется больше. Так хочется свободы. Так хочется не прятаться. Но, может быть, я действительно не заслуживаю ничего большего, чем эта боль. Кто же я такая, чтобы мечтать о чём-то большем?
Увы, я не могу открыть свою тайну даже отцу, потому что он все время на стороне мачехи. На него я не могу положиться. Зато принц…
Я уверена, что он сможет защитить меня от любых бед и невзгод. Он сильный, красивый, смелый. Он — рыцарь на белом коне. Я верю, что он приедет и спасет меня. Я буду любить его всю жизнь
1. Основной запрос клиента, его проблему.
Основной запрос клиента — побороть свои страхи, стать уверенной в себе, гордой и свободной. В дневнике Золушки явно видна низкая самооценка, утрата самоуважения.
2. Проанализируйте самодиагноз клиента (что он сам говорит о себе и своей проблеме) и скрытое содержание и подтекст исповеди.
Золушка оценивает себя как «всего лишь слуга в этом доме». Золушка с детства перегружена взрослыми обязанностями и играет роль козла отпущения. Золушка ищет любви мачехи и сестер через угождение, однако ее либо используют, либо ею пренебрегают. А ее желания либо не слышатся, либо высмеиваются. Золушке в семье достается вся агрессия и пренебрежение и никогда – поддержка, похвала, одобрение.
Сильные стороны Золушки — доброта, терпение и трудолюбие: пример главной героини показывает, как можно перенести несправедливость и при этом остаться добрым, не держать зла на людей. Целеустремлённость и дальновидность: когда всего один бал способен решить судьбу, Золушка и целеустремлённая, и дальновидная одновременно. Здоровый авантюризм: героине присущ риск, например, она готова сбежать на бал вопреки страху гнева мачехи и наказания.
К слабым сторонам Золушки можно отнести низкую самооценку, инфантилизм — мечты о принце на белом коне, неумение отставать свои границы, подавление эмоций, трусость и нежелание отстаивать своё счастье.4.5. Предположите возможные исходы/прогнозы развития ситуации, описанной клиентом.
Уже на первом приеме профессиональный психолог опознает Золушку по типичным особенностям характера. Мечтательность, заниженная самооценка, недостаток уважения со стороны близких людей, покорность судьбе выдают героиню, словно вышедшую из сказки.
Наличие комплекса Золушки коварно для человека и таит в себе немало опасностей. Беда таких людей в их замкнутости. Жертва запирается внутри искусственно созданной “коробочки”. Она не слышит любую информацию о нездоровье своей психики, остро воспринимает критические замечания. Золушке трудно объяснить, что она сама является источником страданий и бедствий.
У Золушки есть собственное представление о возможных достоинствах принца. Проведя с ним «короткий момент», она уже приписывает ему качества, которыми принц может и не обладать. Золушка ждет посторонней помощи, не прилагая своих личных усилий.
Такой тип общественного поведения способствует длительному сохранению симптомов болезни. Преодолеть нарушения возможно после специального лечения. Психолог заставляет пациента понять связь между мечтой и действенными способами ее осуществления. Такое понимание приходит:
Комплекс Золушки превращает человека в страдающую жертву. Только малое число таких страдальцев способно избавиться от психических расстройств, свойственных синдрому. Путь к выздоровлению лежит через помощь специалиста.
Одним из возможных прогноза развития ситуации Золушки, в случае отсутствия терапии, может стать повторение её жизненной ситуации даже в браке с принцем.
Ведь если она не научится техникам конструктивного отказа, не будет работать над повышением своей самооценки и осознанием собственной ценности, Золушка в замке принца также со временем станет тенью и служанкой, тем более при условии что образ принца Золушка придумала себе сама, — а в реальности это окажется не такой уж идеальный, а обычный человек, со своими достоинствами и недостатками.
6. Определите круг лиц, которых можно привлечь к работе в процессе решения проблемы клиента.
К психологической работе в процессе решения проблемы Золушки мы можем привлечь людей, которые близки и добры к Золушке — её Отец и Фея Крестная. Золушке предстоит непростая задача — ей нужно не только признать проблему, но и научиться вести себя по-другому по отношению к мачехе и сестрам, что не может не обострить ситуацию в начале терапии. И именно здесь будут очень кстати помощь и поддержка близких и дорогих Золушке людей.
7. Предложите первые шаги (2-3) в работе с данным клиентом (укажите возможные направления помощи клиенту).
Первыми шагами, которые помогут справиться с синдромом Золушки являются:
Избавиться от синдрома Золушки можно при большом желании человека работать над собой.
В старшей школе группа учащихся 15-16 лет собралась, чтобы обсудить организацию школьного мероприятия. В группе были Маша, Илья, Катя и Андрей. Они были активными участниками школьной жизни и часто организовывали различные мероприятия.
Маша, лидер группы и очень ответственная девушка, предложила: “Давайте устроим тематическую вечеринку в стиле 90-х. Это будет весело и интересно для всех.”
Илья, который всегда стремился к оригинальности, возразил: “Почему именно 90-е? Я думаю, что лучше сделать вечеринку в стиле фэнтези. Это будет более необычно и креативно.”
Катя, стараясь найти компромисс, предложила: “Может быть, мы сможем объединить оба стиля? Например, сделать тематические зоны: одна в стиле 90-х, другая в стиле фэнтези.”
Андрей, который обычно был более спокойным и рассудительным, добавил: “Да, и мы можем провести опрос среди учеников, чтобы узнать, что им больше нравится. Это поможет нам принять более обоснованное решение.”
Маша, чувствуя, что ее идея может быть отвергнута, начала настаивать: “Нет, я считаю, что 90-е будут интереснее. Это моя идея, и я хочу ее реализовать.”
Илья, не желая уступать, ответил: “Тогда я не хочу участвовать в организации. Это нечестно, что ты решаешь за всех.”
Группа оказалась в тупике. Напряжение нарастало, и казалось, что мероприятие может быть сорвано из-за разногласий.
1. Опишите основные особенности данного возраста.
В рассматриваемой ситуации явно прослеживается конфликт лидерства (между Машей и Ильей) — и ни один из лидеров не готов уступить. Катя и Андрей занимают нейтральные позиции и готовы к компромиссу.
Некоторые психологические трудности и проблемы, которые могут возникать у подростков 15–16 лет:
Если наблюдаются сильные поведенческие симптомы, пищевые нарушения (анорексия, булимия), различные зависимости (компьютерные игры, интернет, алкоголь, наркотики), следует обратиться к психологу.
3. Перечислите основные педагогические задачи, касающиеся обучения и воспитания школьников данного возраста
Основными педагогическими задачами в работе с подростками 15-16 лет являются:
1) Организация позитивного взаимодействия взрослых и подростков в различных сферах жизнедеятельности. Важно установить правильные взаимоотношения с классом в целом и с каждым учеником в отдельности.
2) Создание условий для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях.
3) Организация общественной деятельности, которая помогает в социализации и развитии досуговой деятельности, соответствующей потребностям современных подростков.
4) Предоставление подросткам информации о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.
5) Развитие у подростков эмоциональной сферы и потребностей в нравственно-духовном развитии, формирование устойчивой нравственной ориентированной мотивации.
6) Оказание воспитательного воздействия на развитие таких личностных качеств, как самооценка, самоанализ, самоопределение, саморегуляция и другие.
7) Создание условий для сотрудничества с иными образовательными институтами, которые могут оказать содействие в воспитании подростков, а также с семьями воспитанников.
8) При работе с подростками важно учитывать их индивидуальные особенности, воспринимать их такими, какие они есть, с их проблемами и недостатками.
4. Предложите 2-3 игры, направленные на изменение (решение/ преодоление/ снижение рисков) проблемной ситуации, описанной в задании; укажите цели игр, необходимое оборудование и особенности проведения (акценты/руководство со стороны психолога).